Приветствую Вас, Гость


Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Оно выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Важно отметить, что чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Но когда тревожность начинает превышать так называемую «критическую точку», переживания ребенка начинают оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разными способами: пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя, на перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть.

По наблюдениям психологов, наиболее «тревожными» этапами школьной жизни являются 1-й, 5-й, 7-й и 10-й классы.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий (появление новых правил школьной жизни, изменение уровня требований со стороны взрослых, возрастание психофизиологических нагрузок).

Следующим нестабильным периодом в школьной жизни ребенка является момент перехода в среднее звено (5-й класс), который сопровождается изменением системы школьных требований, требует адаптационных усилий.

Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью, связанной, например, с формированием тех или иных черт характера.

Психологом школы проводится диагностическая работа с целью выявления детей с повышенным уровнем тревожности и оказанию им психологической помощи. Уважаемые родители! Важно понимать, что повышенная школьная тревожность это не диагноз, а временное эмоциональное нарушение!

Психологами разработаны рекомендации для родителей по содействию школьной адаптации ребенка.



Рекомендации для родителей первоклассников


·        поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

·        Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе. Объясните их необходимость.

·        Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учиться, у него может что-то не получаться. Это естественно! Каждый человек имеет право на ошибку.

·        Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением!

·        Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

·        Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

·        Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебной деятельности, не стесняйтесь обратиться за консультацией  к учителю или школьному психологу.

·        С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы – это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.



Рекомендации для родителей пятиклассников


·        создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

·        Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

·        Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

·        Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.



Рекомендации для родителей десятиклассников

·        переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.

·        Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезный выбор. Причем речь идет не только об оплате репетиторов или подготовительных курсов, но прежде всего о том, чтобы предоставить подростку возможность обсуждать свои жизненные планы.

Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей – подумать, как можно более эффективно реализовать эту «взрослость», попытаться строить отношения с ребенком на новых, партнерских, началах. Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому