Приветствую Вас, Гость
Страничка для учащихся.
 
 Беседа: «Что значит учиться мыслить?»
 
«Всё наше достоинство в способности мыслить» (Б. Паскаль)
Давайте поговорим о мышлении. Все хотят быть смышлеными, догадливыми, короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. А что такое мыслить? Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и мыслительной деятельности. Но, если не брать патологических случаев, человек может развить своё мышление в довольно широких границах. Вопрос к вам, уважаемые собеседники: «Что такое мышление». Кстати, обращаю ваше внимание на то, что определять понятия тоже характеризует мышление человека (ваши суждения оставляйте на сайте или приходите в кабинет психолога МОУ-СОШ №4 (кабинет №24)).
Обобщать и систематизировать

Выделять главное

Сравнивать

Доказывать и опровергать

Определять понятия

Развивать мышление – значит

Классифицировать

Находить аналогии

Ставить и разрешать проблемы


Рекомендую данную схему использовать как в обучении, так и в жизненных ситуациях. Вы развиваете мышление, главным образом, в процессе учения. Причём, если вы любите математику и «шлифуете» мышление в этом предмете, из этого вовсе не следует, что вы не развиваетесь в направлении других предметов. Уникальность мышления состоит в том, что оно не имеет предметных границ. В подтверждение можно привести интересный факт. Известный физик, академик Ландау, погружённый в раздумья по поводу очередной гипотезы, случайно, будучи в стенах своего академического института, перепутал этажи. В результате забрёл к учёным-географам, которые жарко спорили, ища ответ на давно мучающий их вопрос. Усевшись в уголке и увлёкшись предметом спора, Ландау через 10 минут предложил поразившее всех точное решение. Если с вами случалось такое, расскажите об этом. Заключительный этап нашего общения – «Мышление и думание». «Мысль, есть главная способность человека», - писал французский психолог Пьер Буаст. Мы пытаемся определить, отчего перестала писать ручка или почему обиделся друг. По интонации речи и выражении глаз улавливаем, что собеседник вовсе не так весел, как хочет казаться. При этом, сопоставляя, подобно Шерлоку Холмсу, внешне различные факты, мы догадываемся о скрытых причинах событий и явлений, проникаем в суть вещей. Но «думание» и «мышление» - разные вещи. В бытовое слово «думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. И, надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Это те, у кого «мои мысли – мои скакуны». Каждый, вероятно, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко потому, что он бесцелен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель. Обратите внимание на эту таблицу МышлениеДумание
Имеет цельХаотично
Это открытие новогоЭто воспроизведение уже известного
Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?»Помогает ответить на вопросы: «что?», «где?», «когда?»
Предлагаю вам определить уровень ваших познавательных способностей с помощью теста Первый вариант В задании следует по представленной аналогии (левый ряд) сделать умозаключение по поводу того, какое слово в правом ряду (нижняя строка) следует объединить с написанным выше. 1. Огурец овощГеоргин сорняк, роса, садик, цветок, земля2,0
2. Учитель ученикСад забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка2,4
3. Огород морковьВрач очки, больные, палата, больной, термометр2,2
4. Цветок вазаПтица клюв, чайка. гнездо, яйцо, перья2,6
5. Перчатка рукаСапог Чулки, подошва, кожа, нога, щётка2,4
6. Тёмный светлыйМокрый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный2,1
7. Часы времяТермометр стекло, температура, кровать, больной врач2,5
8. Машина моторЛодка река, моряк, болото, парус, волна2,2
9. Стул деревянныйИгла острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная2,2
10. Стол скатертьПол мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди2,2
Второй вариант Назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание 1. Метла, лопата…
2. Окунь, карась…
3. Лето, зима…
4. Огурец, помидор…
5. Сирень, шиповник…
6. Шкаф, диван…
7. День, ночь…
8. Слон, муравей…
9. Июнь, июль…
10. Дерево, цветок…
Ответы размещайте на сайте или обращайтесь к психологу МОУ-СОШ №4 (кабинет №24). Сделаем обобщающий вывод: мы мыслим тогда, когда разрешаем проблемы, пытаемся найти лучший вариант решения. При этом мы выделяем главное, сравниваем, проводим аналогии, обобщаем и систематизируем, доказываем и опровергаем. Состояние мышления прекрасно, потому что оно продуктивно. Из всех возможных надо искать «свой» способ развития мышления. Я желаю вам проникнуть в тайны мышления и достигнуть успеха, прежде всего в сдаче ЕГЭ. Помните – многое может стать возможным, если очень захотеть. Использована методика Л. И. Саляховой (личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника).