Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Интернет-конференция "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

 
Сохранение здоровья молодого поколения России является важной государственное задачей. Поэтому  огромная роль отводится тем методам воспитания и преподавания, которые учителя используют в работе с детьми. 

 В своей работе я использую систему здоровьесберегающих технологий, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья студентов:

I.       Психолого- педагогические технологии, содействующие здоровью.

II.    Комплекс упражнений, направленных на профилактику заболеваний (дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз по Аветисову и Базарному)

I. Психолого- педагогические технологии, содействующие здоровью.

1. Использование педагогической технологии педагогики сотрудничества и поддержки содействует укреплению психического здоровья. Так же на занятиях применяю методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки), методы мотивации обучения, методы психокоррекции, саморегуляции. Обращаю внимание студентов на формирование умений строить здоровьесберегающую среду обучения (во время педагогической практики и в будущей самостоятельной педагогической деятельности). Обучаю студентов практическим умениям соблюдать основы здорового образа жизни, что способствует ответственному отношению будущих педагогов к своему здоровью и здоровью детей.

2. Так как однообразность структуры урока ведет к утомляемости студентов, при планировании и проведении занятий строю урок так, чтобы было не менее 4 и не более 7 видов деятельности: опрос студентов, конспектирование, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, беседа. Использую не менее 3 видов преподавания за урок: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, индивидуальная работа со студентами и т.д.

3. Использую методы, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (студенты в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

4. Включаю в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

5. Использую    ТСО в   соответствии   с гигиеническими  нормами.

II. Комплекс упражнений, направленных на профилактику звболеваний(дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз по Аветисову и Базарному)

I. Дыхательная гимнастика.

(Гимнастика основана на произношении гласных звуков).

 
1. Сложная экологическая ситуация делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж.
Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
Тыльными сторонами правой и левой ладоней провести 7 раз от подбородка в стороны.
Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.
3. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Согреть руки», и др.
4. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. 

II.               Гимнастика для глаз  Аветисова.

Методику Э.С.Аветисова использую  как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. Она состоит из трех групп упражнений.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дугиээтэ и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

        

         Эффективность применения этих здоровьесберегающих технологий, гимнастик подтверждает стабильный уровень показателей здоровья студентов, отсутствие увеличения заболеваний  органов зрения, опорно- двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы.

Категория: Мои статьи | Добавил: Alekslesson (21.06.2009)
Просмотров: 1390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]