Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Программа здоровьесбережения на уроках информатики.
Программа здоровьесбережения
на уроке информатики

Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Изучение предмета «информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке.
Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения. К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, к 15 годам - в 2,7 раза. Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем у старшеклассников встречаются в 3 - 5 раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог. Школа вносит серьезные коррекции в здоровье ребенка и в результате профессию без ограничений могут выбирать менее 20 процентов выпускников, и это притом, что официальная статистика не дает полной картины состояния здоровья подрастающего поколения.

Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики, являются следующие:
1. Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся
2. Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей в ходе своей работы я обращаю особое внимание на решение следующих задач:
• Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов
• Постоянное внимание к охране зрения: посадка учеников, проведение упражнений по гигиене зрения Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
• Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся
• Проведение на каждом уроке физкультминуток
• Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании
• Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
• Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся
• Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими
• Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения
• Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватной для детей сложности знаний
• Максимально возможное использование активных методов обучения с минимизацией рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, и т. д.)
• Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать)
• Обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально –поведенческое, воспитательное, открытое информационно-образовательное пространства.
В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет.
В нашей школе кабинет информатики расположен на втором этаже, окнами он выходит на северо-восток, оборудован жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Используются жидкокристаллические мониторы. Стены светло-зеленого цвета. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.
В начале каждого полугодия я провожу с классами занятия по правилам безопасной работы в компьютерном классе. Кроме того, мы изучаем и эргономические требования к работе на ПК, что может позволить сохранить здоровье школьников и избежать вредных воздействий при работе в компьютерном классе.
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.
Используемая мной на уроках информатики поэтапная смена деятельности не дает ребенку переутомиться.
Часто во время работы с учащимися использую игровой, соревновательный момент. Активность ребенка при этом возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.
Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я обязательно провожу динамические паузы после объяснения нового материала.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
Зарядка для глаз обязательно имеет место после окончания работы за компьютером, причем она проводится не всегда стандартно: на партах находятся не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети должны определить изображение, спрятанное на рисунке. При этом зарядка для глаз не воспринимается как скучный и необязательный этап урока.
Известно, что потеря информации во время работы за компьютером в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ, а также замедление работы компьютера может вызвать нервозность, повышения давления и ухудшение состояния ребенка. Такого рода проблемы мной предупреждаются во время первых уроков, с помощью профилактических бесед, до появления критической ситуации.
При подведении итога урока я руководствуюсь правилом – выставлять оценку по итогу урока, а не только за практическую работу на компьютере. Активность ребенка на всем протяжении урока влияет на выставляемую отметку.
Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным для меня остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

Категория: Мои статьи | Добавил: larisa (17.09.2009) | Автор: Андюшкина Светлана Николаевна
Просмотров: 2873 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]